?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Скульптурная форма Фемиды (богини Юстиции или Правосудия) знакома, вероятно, всем. Фемиду всегда изображают с повязкой на глазах, которая является символом беспристрастности судей (правосудия) к людям и с весами в руке. Весы в руке Фемиды - символ меры и справедливости, символ - права, поскольку оно так же является равным и единым мерилом поведения людей. Символические весы в руках Фемиды - всегда одни, поскольку только одна мера (одно право) может быть средством оценки результатов судебного спора и поведения людей. Но вот во внутреннем дворе РНБ (на пр. Московском, 165) встречаю аллегорическую статую "Правосудие", выполненную в 1994 г. скульптором Б. А. Свининым, с двумя весами. Интересно! При этом разные весы определяют вину (право) разных сторон...

Фемида

Авторский язык ваятеля можно понять как указание на существование разных стандартов, разных законодательных систем, различающегося отношения суда к участникам спора (их неравенства перед судом). Откровенно! В подтверждение этого можно найти множество фактических подтвреждений как в законотворчестве, так и в законоприменении. Двойной стандарт исключает единое право (право вообще), правовое государство как таковое. Официально об этом, конечно же, не говориться.

Юстиция

А в данном же случае такое категоричное, хотя и отражающее правовой реализм в сознании автора, эстетическое суждение! Кроме того, в таком (новом, нетипичном) эстетическом контексте, когда Фемида меряет людей различными весами, она еще и не смотрит на них, хотя один из них и взывает к ней...

Comments

( 6 комментариев — Оставить комментарий )
(Удалённый комментарий)
leonid_zash
3 фев, 2014 14:57 (UTC)
Да. Новая, во многих аспектах - непонятная, версия Фемиды. Автор что-то нам хотел сказать и сказал... Как это расшифровать? Он, возможно осознанно, отошел от типа представления Фемиды, выкрикивая нам свою мысль... Какая она?
(Удалённый комментарий)
leonid_zash
4 фев, 2014 05:25 (UTC)
Re: Фемида как образ...
Следует ли из этого, что автор данной скульптуры заложил в неё в качестве существенного признака Юстиции (Правосудия, Суда): а) предварительное отсутствие охранительных норм (материального права), материальные нормы создаются судом в ходе судебных процедур как прецеденты; в) для Юстиции (Правосудия, Суда) прежде всего даются регулятивные нормы (процессуальное право), но которые связаны с компетенцией (статусом) только самого суда?
(Удалённый комментарий)
leonid_zash
4 фев, 2014 06:29 (UTC)
Re: Фемида как образ...
нет-нет, коллега. Мы все субъективно воспринимаем скульптуру и понимаем фразы ваятеля, адресованные нам. Мы все равны в субъективности восприятия произведения. В связи с этим, исходя из вашего комментария и эстетических фактов скульптуры можно считать: А) Приоритетом, доминантой в понимании Юстиции (правосудия) является суд как орган. Б) Этому органу не присуща реализация функции репрессии (исполнения охранительной нормы), поскольку меча у Фемиды нет вообще. В) Этому органу (в силу исключительности его компетенции) присуща реализацию регулятивных норм, но устанавливающих статус и процессуальную компетенцию самого этого органа - Суда. (О социальных условиях произведения: эстетический контекст, идеи были сформулированы автором в начале 90-х годов)
(Удалённый комментарий)
leonid_zash
4 фев, 2014 07:16 (UTC)
Re: Фемида как образ...
С разделением правосознания на типы и виды соглашусь. Это - проявление правового реализма. Нет единого правосознания. Правосознание теоритика и практика, практика из адвокатуры и следственного комитета (и т. д.) различается. Я обратил внимание на скульптуру как обычный зевака, впитывающий миропонимание петербуржцев, пытающийся понять его. Скульптур дал нам всем (обывателям, посетителям библиотеки, заказчикам скульптур от государства, жителям и гостям СПб) свои знаки. Как их расшифровать... Даже толкуя ваш комментарий, можно считать, что Право, Правосознание присуще только Суду (правосудию). Вне этого субъекта нет Права (Правосудия). В связи с этим деление на типы и виды правосознания утрачивает актуальность. Суд творит право (включая правовую норму) и применяет его. В этом случае мы оказываеся близкими (возможно?) к цельсовскому пониманию права (справедливости), что и должна аллегорически представлять Фемида, но уж о ч е н ь - о ч е н ь это далеко от сознания россиян (советских людей)... Кто в этом случае маргинален (мы или автор)?
(Удалённый комментарий)
leonid_zash
4 фев, 2014 08:18 (UTC)
Re: Фемида как образ...
А всё-таки получается, что автор скульптуры находится в оппозиции основной части граждан России (СССР). Мы, граждане России (СССР) в большинстве своем можем понимать только суд закона, а Б. А. Свинин нам указал на суд Права (справедливости). Мы - в ядре правосознания, автор - в маргинальной зоне... Но может быть сама надежда на справедливость в правосознании россиян, являясь внешне не выражаемой позицией, присутствует маргинально, где-то на краях правосознания, не в нормативной аргументации исков, заявлений о привлечении к уголовной ответственности?
(Удалённый комментарий)
leonid_zash
4 фев, 2014 09:10 (UTC)
Re: Фемида как образ...
Вот мы и пришли к грустному выводу (с долей иронии): Автором создано глубоко чуждое российскому (советскому) народу произведение, отвергаемое всеми слоями, возрастами представителей российского (советского) общества . Заложив в основу скульптуры естественно-правовой подход, не понятный и отвергаемый нашими гражданами, он не учел того, что Власть (государство), право (закон) зиждется на принимаемом большинством позитивистском понимании права и его истоков. Закон, формально сформулированный представительной властью, законоприменение представителями исполнительной властью - вот то, что должно было быть представлено в скульптуре Фемиды. Замечательные лица (в качестве прообразов) наших депутатов государственной думы, сотрудников полиции, прокуратуры, вот то, что, продолжая принципы социалистического реализма нашего искусства, мы хотели бы видеть в образе Фемиды. Хорошо, что автор не додумался до пропаганды секс а и разврата, часто проявляемых в обнаженной груди Фемиды у зарубежных скульпторов. Ну а по честному получается, что наше виденье Фемиды и ее изображение во внутреннем дворике РНБ не совпадают... :(
( 6 комментариев — Оставить комментарий )

Latest Month

Ноябрь 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Метки

Page Summary

Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner