?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

(в этот же день пять лет назад)
Оригинал взят у leonid_zash в Власть. Презумпция. Любовь. Человек

Продолжаю (с перерывом) читать и конспектировать книгу Л. Толстого «Христианская этика». Сегодня это раздел «Самосовершенствование», база которого образована толстовскими статьями «Христианское учение», «О самосовершенствовании», «Для чего мы живем», «Мысли о Боге» и др. Цель — поиск этических основ презумпции невиновности для права и правоприменения. В перерыве (в понедельник, вторник) преподавал, фиксируя студенческое правосознание, которое уже достаточно далеко находится от института презумпции невиновности. Термины студенческого языка «борьба с…» свидетельствуют о том, что уже все известно и это всё надо только уничтожить, фразы «что ж это нам никто хорошего не делал, а мы должны делать это хорошее» указывают на загрузку во многие слои правосознания (о должном в праве, о сущем в праве, о желаемом в праве) голов молодых юристов, которые в следующем году будут работать в прокуратуре, вируса виновности человека (соответственно  своей невиновности в обвинении). Как всегда тезисы из Л. Толстого (а он de facto сегодня может быть признан экстремистом) и некоторые реплики к ним — под катом: 

«… хотя конечная цель жизни мира и скрыта от человека, он все-таки знает, в чем состоит ближайшее дело жизни мира, в котором он призван участвовать; дело это есть замена разделения и несогласия в мире — единением и согласием» (С. 49)

Мало перспектив у презумпции невиновности сегодня. Уголовная политика (как и общесоциальная политика) видится нацеленной на разделение людей, генерирующей вражду между ними.

«Царство Божие — и внутри нас, и вне нас. Когда мы его устанавливаем в себе, оно устанавливается в мире. Я живу затем, чтобы исполнять волю Пославшего меня в жизнь. Воля же Его в том, чтобы я довел свою душу до высшей степени совершенства в любви, и этим самым содействовал установлению единения между людьми и всеми существами в мире. Цель жизни — только одна: стремиться к тому совершенству, которое указал нам Христос, сказав “Будьте совершенны, как отец ваш небесный”» (С. 49).

Может ли «молодой» прокурор так совершенствоваться (позволят ли ему)? А может ли так совершенствоваться «старый» прокурор или ему на это … Возник интерес обратиться к присягам судей, прокуроров и адвокатов. Есть там этот стратегически нравственных аспект? И что там присяги вещают и применении презумпции невиновности к человеку?

«Если ты видишь, что устройство общества дурно, и ты хочешь исправить его, то знай, что для этого есть только одно средство: то, чтобы все люди стали лучше. А для того, чтобы все люди стали лучше, в твоей власти только одно: самому сделаться лучше. Люди приближаются к Царствию Божию, т. е. доброй и счастливой жизни, только усилиями каждого отдельного человека жить доброю жизнью» (С. 50)

Атомизация российского общества менее, чем атомизация субъектов в уголовном процессе. Один из них, сделавшийся хорошим и поверивший в презумцию невиновности человека, будет выброшен из правительсва (насилующих, как это обозначает Толстой) в люди (в насилуемых)…

«Жизнь истинная дана человеку под двумя условиями: чтобы он делал добро людям и увеличивал данную ему силу любви. Одно обусловливает другое: добрые дела, увеличивающие любовь в людях, только тогда таковы, когда при совершении их человек чувствует, что в нем увеличивается любовь, когда он делает их любя, с умилением; увеличивается же в нем любовь (он совершенствуется) только тогда, когда он делает добрые дела и вызывает любовь в других людях. В этом одно из существеннейших свойств самосовершенствования» (С. 51)

Как быть с тем, что период работы в органах — властных участниках уголовного процесса влечет профессиональную деформацию, а не увеличение любви к людям. Может так мало говорят о презумпции невиновности (вспомнился очень давний разговор с випом облпрокуратуры, когда меня материли за отстаивание презумпции невиновности подследственного)

«Для того, чтобы им можно было любить людей, им надо прежде перестать мучить их. Вся христианская нравственность в практическом ее применении сводится к тому, чтобы считать всех братьями, со всеми быть равными…» (С. 56)

Если результат деятельности властных органов в уголовном судопроизводстве — муки большей части людей (родителей, супругов, детей и т. д., да и самих непрофессиональных представителей стороны защиты), то «нравственная» цель — явна…

«Дети мои» станем любить не словом или языком, но делом и истиной» (I  посл. Иоанна, III, 17–18) (С. 57)

Вот она точка конфронтации. Реализация любви или реализация уголовно процессуальных функций? Сколь нравственны сами реализуемые функции?

«Без любви можно обращаться только с вещами: без любви можно рубить деревья, делать кирпичи, ковать железо, но с людьми нельзя обращаться без любви, так же ака нельзя обращаться с пчелами без осторожности. Не чувствуешь любви к людям, сиди смирно, занимайся собой, вещами, чем хочешь, но только не людьми. Только позволь себе обращаться с людьми без любви, и не успеешь оглянуться, и людям повредишь, и себя замучаешь». (С. 58)

Вот, что надо писать в присяги судей, прокуроров, адвокатов! А после принятия присяги аттестовывать по этому параметру!

«Но в чем состоит равенство? Равенство, это — признание за всеми людьми мира одинаковых прав на пользование естественными благами мира, одинаковых прав на блага, происходящие и от общей жизни, и одинаковых прав на уважение личности человека. Считать всех людей равными себе — не значит того, чтобы ты был так же силен, ловок, умен, учен, добр, как другие, но значит, то в тебе есть то, что важнее всего на свете и что есть одно и то же во всех людях — Дух Божий» (С. 59).

Подсудимый и гособвинитель могут быть равны и в своей греховности.

«Главный вред соблазна устроительства жизни других людей насилием в том, что как только человек допустил возможность совершить насилие над одним человеком во имя блага многих, так нет пределов того зла, которое может быть совершено им во имя такого предположения. На таком же предположении основывались в прежние времена пытки, инквизиции, рабство, в наше время — суды, тюрьмы, казни, войны, от которых гибнут миллионы» (С. 60)

Насилие (в том числе в уголовном процессе) есть залог зла, а не добра. На насколько от этого зла защищает нас презумпция невиновности?

Заставлять силою людей преставать делать худое — все равно что запруживать реку и радоваться, что река не время ниже плотины мелеет. Как река, когда придет время, перельется через плотину и будет течь все также, так и люди, делающие худое, не перестанут его делать, а только выждут время» (С. 60)

Как донести до студентов сознание предыдущих поколений, что овиновачивание, не изменяет ситуацию. Все новые и новые колонны выпускников пополняют ряды прокуратур, СКП, а ситуация не меняется, только чиновники этих органов пишут отчеты, требуют и т. д.

«Когда же дело идет о других, то кажется, что стоит только приказать и припугнуть, и другие сделаются такими, какими мы хотим, чтобы они были. Только те люди, которым выгодно властвовать над другими людьми, могут верить в то, что насилие может улучшить жизнь людей». (С. 60)

Может презумпция виновности человека (как показывает проект закона о полиции) необходима только эти людям, которым угодно властвовать?

«Ничто так не радует людей, как то, когда их прощают за их зло и платят добром за зло, и ничто так не радостно тому, кто это делает. Доброта побеждает все, а сама непобедима» (С. 61).

Не правильная это дефиниция права: Jus est ars boni et aequi?

«Суеверие государства… Люди мучают, убивают, грабять друг друга и самих себя из-за этгго ужасного суеверия. Освобождается же от него человек только тогда, когда  признает в себе духовное начало жизни, которое одно и то же во всех людях» (С. 63)

Может быть пора вычищать советскую корреляцию права и государства из профессионального правосознания?

«Главное усилие, которое должен сделать над собою человек для доброй жизни, это — то, чтобы не делать того, что не должно» (С. 67)

«Высшее благо человека в этом мире есть единение с себе подобными. Гордые люди, выделяя себя от других лишают сами себя этого блага. Смиренный же человек уничтожает в самом себе все препятствия для достижения этого блага» (С. 70)



Метки:

Подписаться на Telegram канал leonid_zash

Записи из этого журнала по тегу «этика»

Latest Month

Декабрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner