?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Вероятно, и у зла есть сезонные закономерности. Написал и опубликовал этот пост пять лет назад по определенному поводу. Но по какой-то причине, как обнаруживается, настроение этого дня такое как и пять лет назад. Существуют лица, которые предполагают свое знание относительно человека истинным и сразу вершат свой суд над ним. Сами то они без греха...

Оригинал взят у leonid_zash в Презумпцию отменить, «священных коров» уголовного процесса зарезать… Но это уже было!

Интересно событие, когда очень высокопоставленный чиновник приходит и другому и говорит «А давайте отменим презумпцию невиновности для определенной социальной группы» и после этого они начинают думать. Сама правовая идеи о презумпции невиновности, действительно являясь канонической (с коровой — согласимся) для уголовного процесса, аккурат в настоящее время рассматривается и в научном сообществе России с обращением к ее апологетам, в том числе представляющим ленинградскую школу (Ленинградского госуниверситета). В связи с этим возникла возможность научного дискурса с автором идеи С. М. Мироновым.

Надо признать, что в научном сообществе категоричных констатаций того, что презумпция невиновности есть (а значит что-то можно реально отменять), не очень слышно со стороны ученых. Она есть в виде нормы ст. 49 Конституции, повторена в нормах ст. 14 УПК РФ… и все. Но не стала реальным элементом нормативного регулирования в самом судопроизводстве. Психологические профессиональные установки судей (об этом заявляется достаточно открыто) игнорируют суть презумпции невиновности. В СМИ является распространенной фраза «Преступник задержан и уже дает признательные показания». Про административное производство, производство по налоговым делам, как содержащим в качестве реального регулятора презумпцию невиновности, и говорить как-то неловко. Это принципиальное положение не стало элементом правосознания правоприменителей.

Сегодня даже фанат права С. С. Алексеев одну из своих последних работ назвал «Крах права». Как это может относится к рассматриваемому вопросу?

Презумпция невиновности есть не только элемент закона, но элемент нравственности людей. Этико-теологические истоки данной нормы можно найти в мишне шестой трактата Авот («суди о каждом человека, находя оправдывающие его обстоятельства»), Пятикнижие Моисеевом («не различайте лиц на суде, как малого, так и великого выслушаете: не бойтесь лица человеческого, ибо суд — дело Божие»), в Коране и Сунне очевидны нормы о презумпции добропорядочности человека, его равенстве, в Нагорной проповеди и системе евангельских норм («Не судите, чтобы не быть судимыми», «Какою мерою мерите, такою и вам будут мерить») и т. д. Презумпция невиновности — суть права (к сожалению, не нашего закона). Отменить ее, зарезать как священную корову, как-то "ну очень решительно", поскольку это будет окончательно уничтожать право как социальный регулятор. С. С. Алексеев в своем основном тезисе — прав.

Мораль с вышеприведенными нормами является иным социальным регулятором, отличным от закона, но без морали закон превращается в дискреционное орудие власти. При этом автор идеи не учел, что данная идея уже воплощалась в законе и применялась в России. Нормой ст. 23 Конституции РСФСР 1918 г. Российская Республика лишала отдельных лиц и отдельные группы прав, которые используются ими в ущерб интересов государства. Социальный результат, однако, был не очень правовым. Как минимум в результате этого добро и справедливость не восторжествовали в нашем отечестве.

Пост написан для сайта радиостанции Эхо-Москвы. Там же его можно комментировать (зарегистрированным)
 http://www.echo.msk.ru/blog/zash/762783-echo/


Latest Month

Декабрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner