Леонид Зашляпин (leonid_zash) wrote,
Леонид Зашляпин
leonid_zash

Category:

О презумпции невиновности как этике. Экстремизм?

Прошедшая 6–8 октября конференция явилась знаком актуальности института презумпции невиновности в отечественном уголовном процессе. Этой теме было посвящено несколько выступлений секционного заседания. При этом призыв проф. З. В. Макаровой о необходимости правового воспитания студентов в духе презумпции невиновности пронял. Задумался над этим классическим институтом уголовного процесса. Его форма и содержание выработаны в столетиях интеллектуальной деятельности народов и их отдельных представителей. Однако имплементация этого, по нашему мнению общечеловеческого этического института, в национальный закон не всегда очевидна, зависит о правовой идеологии и политики. Более того, даже проникновение (во всей полноте или фрагментарно) в отечественный уголовно-процессуальный закон презумпции невиновности наталкивается на игнорирование применения этого института судьями, прокурорами и следователями. Этот институт противет правосознанию правоприменителей. Консерватизм право-позитивисткого правосознания отвергает естестенно-правовые институты. Аргументы этого звучали как с трибуны конференции, так и всплывали в сознании результатами собственных исследований de visu, теоретическими аргументами иных авторов, принятых как бесспорных научным сообществом. Вновь решил обратиться к теме, но зайти на этот раз на нее с другой стороны — со стороны этики и издалека. При этом, полагая, что всякое гуманитарное знание уже есть и открывать в этой области можно только посредством ознакомления с этим знанием (познанием классики), начал не с выдумывания собственных суждений, а с книжки Л. Н. Толстого «Христианская этика» (Екатеринбург, 1994). Данный труд (в отношении понимания права) составлен на основании сталей Л. Н. Толстого «Так что же нам делать», «Царство Божие внутри вас» и др. Далее под катом некоторые тезисы (конспект С. 119–123) из этой книги, над которыми мы будем думать в предстоящие дни: 

«Люди нашего мира, вследствие отсутствия религии, устроив себе самую жестокую, животную, безнравственную жизнь, довели и сложную, утонченную, праздную деятельность ума, скрывающую зло этой жизни, до такой степени ненужного усложнения и запутанности, что большинство людей совершенно потеряло способность видеть различие между добром и злом (здесь и далее курсив наш. — Л. З.), ложью и истиной» (С. 119).

«Что же такое этот закон, определяющий всю жизнь людей? Верят ли люди в этот закон? Считают ли его истинным? Нисколько. В большинстве случае люди нашего времени не верят в справедливость этого закона, презирают его, а всё-таки повинуются ему» (С. 120)

«… мы знаем, что законы суть произведения корысти, обмана, борьбы партий, — что в них и не может быть истинной справедливости» (С. 121).

«… законы — это правила, устанавливаемые людьми, распоряжающимися организованным насилием, за неисполнение которых не исполняющие подвергаются побоям, лишению свободы и даже убийству» (С. 121).

«Христос… Он говорит: вы думаете, что ваши законы исправляют зло, — они только увеличивают его. Один есть путь пресечения зла — делание добра за зло всем без всякого различия» (С. 122).

«Закон своей жизни… Закон этот любовь, любовь к высшему совершенству, к Богу и ко всему живому и в особенности к подобным тебе существам — людям. Только пойми это каждый из нас, и он тотчас же поймет и то, что причина страданий и его и всего мира — не в каких-либо злых людях, виновных в том зле, которое совершается, а только в одном: в том, что живут люди в условиях жизни, сложившихся на насилии, — условиях, противных любви, несовместимых с нею, и что причина того зла, от которого мы все страдаем, не в людях, а в том ложном устройстве жизни на насилии, которое люди считают необходимым» (С. 123)


Tags: закон, уголовный процесс, экстремизм, этика
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments