Леонид Зашляпин (leonid_zash) wrote,
Леонид Зашляпин
leonid_zash

Category:

Непротивление злу. Человеческое правосудие. Ч. 3

Хотелось бы принять всё из Л. Толстого как аргументацию презумпции невиновности, однако, вряд ли это будет возможным. Связано это с тем, что Л. Толстым отрицается любая правовая активность, в том числе и адвоката-защитника и адвоката-представителя… Доминирует жесткий уход из ситуации, то, что есть правовая пассивность. Как быть человеку, уже находящумся в уголовном процессе в качестве его объекта? Только терпеть!? (?!) Завершаем (соответственно посты Ч. 1, 2) конспектирование книги Л. Толстого «Христианская этика». Тезисы — под катом:

«… для того, чтобы избавиться о зла, надо бороться не с последствиями его: злоупотреблениями правительства и захватами и грабежами соседних народов, а с корнем зла, с тем ложным отношением, в котором находится народ к человеческой власти. Признает народ человеческую власть выше Бога, выше Его закона, и народ всегда будет рабом и тем более рабом, чем сложнее будет то устройство власти (как конституционное), которое он учредит и которому подчиниться» (С. 81–82)

Истинное положение человека в системе «власть — человек» может являться тем корнем зла, которое есть в уголовном процессе. С этой точки зрения презумпция невиновности внедряется в принципиальные положения регулирования досудебного и судебного производства. По Л. Толстову важно отношение человека к власти. При этом нет маскирующего деления на отношение к власти в досудебном или судебном производстве.

«что надо делать человеку, осуждающему существующее устройство жизни и желающего изменить и улучшить его… Первое: перестать самому делать прямое насилие, а также и готовиться к нему. Второе: не принимать участия в каком бы то ни было насилии, делаемом другими людьми, и также в приготовлениях к насилию. Третье: не одобрять никакое насилие» (С. 82).

Вот в этом случае нас смутило предложение Л. Толстого не участвовать в уголовном судопроизводстве не только в качестве судьи, но и в качестве защитника… L Логика и автора постоянная. Нам же, в случае ее принятия, придется вообще отказаться от закона… L

«Неотвечание злом на зло и неучастие в зле есть вернейшее средство не только спасения, но и победы над теми, которые творят зло» (С. 84)

Может есть какие-то выходы на использование аргументации Л. Толстого для этического обоснования презумпции невиновности. Как представить деятельность адвоката-защтиника как отвечание на зло добром? Поиск такой ветви аргументации есть сомнительный. Толстой в своей позиции абсолютен, не оставляет ниш для иного. Его точка зрения фактически влечет результат при единение людей, вставших на путь непротивления зла насилием. Когда их пример станет массовым (и самоувеличивающимся) явлением, тогда результат этики непротивления злу насилием будет ощутим. Как же быть реальному адвокату, ведущему реального дело? По Л. Толстому всем адвокатам остается сдать удостоверения, ликвидировать палаты, написать заявления и уйти «в тайгу» (внутреннюю или внешнюю эмиграцию от насилующих людей правительств)…

Придется искать аргументы и в иных источниках.



Tags: уголовный процесс, этика
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments